Пункт 1 ст. 137 СК РФ: «Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению».
Пункт 3 ст. 125 СК РФ: «Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка».
1. Права несовершеннолетних детей
Основные права несовершеннолетних детей в Российской Федерации закреплены в следующих законодательных актах:
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации (глава 11);
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (ст. 26, 28);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Согласно ст. 1 Конвенции о правах ребенка «…ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». (Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), вступила в силу для СССР 15 сентября 1990)
Фактически права ребенка можно разделить на личные и имущественные:
1. личные:
жить и воспитываться в семье;
общение с родителями и другими родственниками;
на защиту своих прав и законных интересов;
на образование;
на свободу мысли, совести и религии, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
на имя, отчество, фамилию и на приобретение гражданства;
на защиту от всех форм физического или психологического насилия;
на соблюдение этнических, религиозных, культурных, социальных и языковых обычаев ребенка;
на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством;
на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитии;
на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
2. имущественные:
право ребенка на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
право собственности ребенка на полученные им доходы, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретенное на его средства.
2.1. дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
Право ребёнка на распоряжение принадлежащим, ему на праве собственности имуществом определяется Гражданским кодексом Российской Федерации. Так, согласно ст. 26 ГК РФ, несовершеннолетние (в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет) вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
- распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
- осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
- в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
- совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Все остальные сделки несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают с письменного согласия своих законных представителей - родителей или лиц их заменяющих.
2.2. дееспособность малолетних
За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), в соответствии со ст. 28 Гражданского кодекса РФ, сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением следующих сделок, которые малолетние вправе совершать самостоятельно:
- мелкие бытовые сделки;
- сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определённой цели или для свободного распоряжения.
2. Права и обязанности усыновителей
Пункт 1 статьи 61 СК РФ: «Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)».
Пункт 1 статьи 63 СК РФ: «Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами».
Пункт 1 статьи 65 СК РФ: «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей».
П. 2 ст. 65 СК РФ: «Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей,
решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей».
Родители имеют право и обязаны (гл. 12 СК РФ):
- воспитывать своих детей;
- заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
- обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования;
- с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми;
- выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий;
- родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
Родители не имеют права:
- представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия;
- причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей;
- отказывать близким родственникам в общении с ребенком.